"Черные
дыры" генерируются силой, исходящей со стороны развивающегося мира,
такими странами как Китай, Индия, Россия и Бразилия. В течение
некоторого времени мы снисходительно полагали, что эти страны будут
просто производить дешевые товары на благо западного потребителя.
Теперь мы обнаруживаем, что их сила и влияние распространяется гораздо
дальше. Председателю Банка Англии Мервину Кингу в ближайшие месяцы
придется написать не одно письмо Канцлеру Казначейства, объясняя,
почему инфляция в Великобритании такая высокая. Главной мишенью Кинга
будет развивающийся мир. В сравнении с США ни одна из развивающихся
экономик сама по себе не является крупной. Каждая из них обладает лишь
ограниченной индивидуальной силой притяжения. Однако это все равно, что
сказать, что Техас, Южная Дакота или Вайоминг слишком маленькие штаты,
чтобы принимать их во внимание. Американская экономика целиком, между
тем, оказывает на всех нас огромное влияние. То же самое применимо и к
странам развивающегося мира. Все они растут быстрыми темпами. Уровни
инфляции в этих странах неумолимо ползут вверх. И все вместе они по
размеру не уступают экономике Соединенных Штатов.
Однако в
отличие от США, их финансово-политические институты еще несовершенны.
Большинство из них копируют свои монетарные политики у Федеральной
резервной системы посредством использования валютных привязок или
управляемых плавающих курсов по отношению к доллару США. Поэтому когда
Америка понижает процентные ставки - а именно это она и делала в
течение последних месяцев - то такое ослабление происходит не только в
самих Штатах, но также и во многих частях развивающего мира. Но
развивающие рынки не страдают от кризиса субстандартного кредитования.
Они не задыхаются от нехватки кредитов. Их рынки жилья не катятся
кубарем вниз. В результате более "мягкая" денежно-кредитная политика
США, направленная на спасение заблудших домохозяйств и банков, также
способствует росту инфляции в развивающемся мире.
Если вы не
верите мне, представьте следующую ситуацию. Завтра утром Бена Бернанке
будит звонок от Джорджа Буша, который сообщает председателю ФРС о том,
что ночью был создан новый валютный союз, в который вошла Америка и все
развивающиеся экономики. Федрезерву теперь придется руководить не
только монетарной политикой США, но также устанавливать уровень
процентных ставок для нового валютного союза целиком. Новый подход в
стиле "всех под одну гребенку" без сомнения вынудит Бернанке повысить
ставки с текущих уровней, поскольку инфляция в этом воображаемом союзе
в настоящий момент в среднем составляет около 6% (и продолжает расти!).
Ответом Запада на эту проблему станет требование, чтобы развивающиеся
рынки отказались от привязки своих валют к доллару и позволили им
укрепляться. Уровни инфляции в этих странах впоследствии снизятся за
счет более дешевого импорта (в результате роста валютного курса) и
более высоких внутренних процентных ставок (которые теперь будут
освобождены от оков долларовой привязки). Однако такой подход таит в
себе серьезную проблему. Япония приняла такую политику в конце 1980х, а
Бразилия следует такой стратегии последние несколько лет. В обеих
странах инфляционные давления лишь временно были ослаблены, но не
уничтожены окончательно.
Режимы долларовой привязки эффективно
работали, пока развивающиеся рынки играли незначительную роль на
мировой экономической сцене. Теперь они выросли, и им нужны собственные
независимые валютные режимы. Но что должны представлять собой эти
режимы? Политика целевой инфляции не будет работать, поскольку большая
часть инфляции в развивающемся мире обусловлена динамикой цен на
продукты питания и энергоносители, которая меняется крайне неравномерно
из года в год. Политика целевого уровня денежной массы никогда не
работала в развитых странах, и, в условиях только зарождающихся и,
порой, нестабильных финансовых систем, развивающиеся рынки вряд ли
добьются больших успехов. В атмосфере такого политического вакуума
финансовые власти развивающегося рынка приняли очень простую стратегию.
Она называется "надеяться и молиться". В своем большинстве они
придерживаются мнения, что ослабление в США приведет к замедлению их
экспортной деятельности. В то же время цены на сырье упадут. Оба этих
факторов приведут к снижению инфляции.
Но сегодняшние
развивающиеся рынки такие крупные, почему спад в США должен привести к
падению цен на сырье? Другие страны, например, Китай все сильнее влияют
на ценообразование. Они определяют цену на нефть, металлы и продукты
питания. Надежда на то, что спад в США приведет к снижению мирового
инфляционного давления, уже не кажется обоснованной. Силы притяжения
теперь исходит от развивающихся экономик. И в отсутствии надлежащей
системы по контролю над ценовыми давлениями нет гарантии того, что
инфляция снизится. Это немного напоминает 1970е. В начале того
десятилетия развалилась Бреттон-Вудская валютная система. В последующие
годы страны усиленно пытались подобрать альтернативную валютную систему
и в процессе блуждали от одного экономического переворота к другому.
Это частично отражало отсутствие политической активности. Как сказал
Найджел Лоусон, читая в 1984 году свою лекцию: "послевоенный тренд в
направлении более определенного взаимодействия со свободными рынками в
контексте все возрастающей финансовой анархии стал дорогой, приведшей к
стагнации, безработице - и помимо всего этого, к растущей инфляции. Это
было эксперимент, который не удался. Но многие из тех, кто подвязался
на это, пошли в этом направлении, потому что они пришли к выводу, что
политические и избирательные давления не оставили им выбора".
Другими
словами, непросто взять и выкинуть одну систему и в одно мгновение
заменить ее другой. Мы принимаем, как должное, наш мир с его целевой
инфляцией и перспективами стабильной экономии, забывая те трудности,
которые нам пришлось для этого пройти. Развивающимся экономикам, как и
всем нам, придется пройти тернистый путь. Подобно непослушным
подросткам, им необходимо научиться на своих собственных ошибках. А на
это нужно время. Смогут ли справиться наши собственные институты? Все
сильнее кажется, что инфляция в Великобритании импортируется из
развивающегося мира. Растущими ценами на продукты питания и
энергоносители мы во многом обязаны невероятной силе - и чрезмерно
свободным монетарным условиям - Китая, Индии и прочих стран. Чтобы
достичь своей целевой отметки, Банку Англии необходимо гарантировать,
что рост цен на продукты питания и энергоносители будет совпадать со
снижением цен в других странах. Но легче сказать, чем сделать.
Я
сделаю два вывода. Во-первых, скорее всего, не стоит ждать, что цены на
продукты питания и энергоносители снизятся в ближайшее время.
Действительно, если развивающиеся экономики будут и дальше следовать
своей стратегии "надеяться и молиться", то цены, скорее всего,
продолжат расти. Во-вторых, растущие цены также означают растущие
затраты. Если вырастут затраты на продукты питания и энергоносители, то
остальные затраты должны будут снизиться. В контексте Великобритании
это означает снижение зарплат и прибыли. Чтобы это стало возможным,
денежно-кредитная политика должна оставаться ограничивающей даже в
условиях обвала жилищного рынка. Это не очень хорошие новости. Наш
режим целевой инфляции подразумевает, что ошибки остального мира должны
исправляться на национальном уровне в форме серьезного ограничения
покупательной способности. Примут ли голосующие члены комитета такую
точку зрения? Будут ли они готовы принести жертвы, чтобы справиться с
провалами других стран в целях достижения ценовой стабильности? Именно
об этом и просит нас Банк Англии. В своей речи в Винчестере в октябре
2006 года господин председатель сказал: "мы не можем изолировать себя
от последствий для реальной экономики со стороны радикальных изменений,
происходящих за тысячи миль от нашего острова… но сказать, что мы
подвержены изменениям в остальных частях мира это не эквивалентно
заявлению о том, что монетарная политика бессильна перед лицом
инфляции". Возможно, он прав, но можем ли мы обезопасить себя от
последствий таких решений по монетарной политики без политического
переворота?
Стивен Кинг, HSBC
По материалам The Independent